На правовом портале Межрегиональной общественной организации «Объединение коренных малочисленных народов «Союз» (МОО «КМНСОЮЗ») опубликован Мониторинг регионального законодательства о правах и мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Он включает в себя нормативные правовые акты этой сферы правоотношений всех 28 регионов проживания коренных малочисленных народов.
Важность этого материала трудно переоценить. Во-первых, это единственный в стране документ, ясно и полно передающий состояние регионального законодательства, касающегося коренных малочисленных народов на сегодняшний момент. Подобная работа в России проводится только КМНСОЮЗ. Во-вторых, Российская Федерация в силу своей обширной территории и исключительного числа этносов, здесь проживающих, имеет уникальный опыт нормативного регулирования вопросов, касающихся жизнеобеспечения коренных малочисленных народов в разных регионах России. Соответственно, исключительность разнообразия региональной повестки, отражённой в Мониторинге, регионы могут использовать при разработке собственных нормативных актов. Можно, к примеру, оценить, как в соседнем регионе образовываются территории традиционного природопользования или как создаются Советы представителей и какими полномочиями они наделяются. Таким образом, Мониторинг – своего рода учебник правоприменения, краткий курс обмена опытом, который можно использовать как представителям исполнительной региональной власти, так и общественным деятелям, и выразителям интересов коренных малочисленных народов.
Особенности регионального законодательства, затрагивающего интересы коренных малочисленных народов, прокомментировал Сергей Сизоненко, председатель Совета Межрегиональной общественной организации «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО «КМНСОЮЗ»), вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по правовым вопросам:
— Федеральное законодательство определяет общероссийские минимальные стандарты защиты прав коренных малочисленных народов, а регионы их исконного проживания могут нормативно регулировать большинство вопросов жизнедеятельности таких народов, включая неурегулированные напрямую федеральными законами. Такой подход соответствует интересам коренных малочисленных народов. Он является достаточно гибким чтобы обеспечить учет региональной специфики, но одновременно содержит закономерные сложности реализации правоприменительной практики с учетом её многообразия и региональной специфики.
С данным материалом можно ознакомиться на правовом портале КМНСОЮЗа по ссылке https://kmnsoyuz.ru/documents/.