Коренные народы и международное сотрудничество в эпоху пандемии
Коренные народы и международное сотрудничество в эпоху пандемии

Дипломатия коренных народов в последние несколько десятилетий обеспечила им место за столом переговоров по важнейшим аспектам международной повестки. Новый порядок вещей на международных площадках не позволяет обсуждать вопросы развития, борьбы с изменением климата, сохранения биологического разнообразия и совершенствования системы прав человека без коренных народов, вклад которых в решение глобальных проблем современности может оказаться решающим благодаря их традиционным знаниями и особой связи с окружающей средой.

Бывший Специальный докладчик ООН по правам коренных народов профессор Джеймс Анайя однажды сказал, что значительного прогресса в защите своих прав коренные народы добились благодаря их прагматизму, настойчивости, жизнестойкости и оптимизму – именно эти четыре особенности отличают коренные народы в международных делах.

Пандемия коронавируса сбила нарастающий темп «коренной дипломатии» в 2020 году, однако в году 2021 движение коренных народов адаптировалось к изменившейся реальности: в ряде процессов оно продолжило участвовать в онлайн формате, в редких событиях приняло очное участие, а некоторые принципиальные процессы поставило на паузу. Так, например, случилось с диалогом о расширении участия коренных народов в работе органов ООН, который проводится под эгидой Президента Генеральной Ассамблеи. Коренные народы не согласились с проведением консультаций в гибридном формате, поскольку он поставил бы их в неравные условия с представителями государств. Как итог – консультации в Генассамблее были отложены.

Консультации о расширенном участии в работе ООН были запущены Всемирной конференцией по коренным народам в 2014 году и укрепили понимание собственных систем самоуправления коренных народов и «добавленной стоимости» от их участия в тех или иных процессах. Более того, офис Президента Генассамблеи ООН признает подготовительный процесс глобального движения коренных народов и выбранных им переговорщиков из социокультурных регионов. Вместе с тем, большого практического прогресса добиться пока не удалось. Например, участвовать в круглом столе об улучшении возможностей для участия коренных народов в работе Совета ООН по правам человека в июле 2021 года могли только организации со специальным консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН. Откровенно говоря, таких организаций в мире меньше сотни, а в России их можно пересчитать по пальцам одной руки.

С одной стороны динамика правозащитного движения в мире такова, что облегчение процедур для более эффективного участия коренных народов в работе всех органов ООН кажется логичным шагом. Однако можно понять и мнение государств, которые опасаются размывать и без того хрупкую современную архитектуру международных отношений, в основе которых все еще находится Организация Объединенных Наций. Большая часть государств-членов ООН не спешат проводить реформы, пока не будет четкого понимания того, какие именно организации и органы самоуправления коренных народов могли бы обладать правом участия в заседаниях Генассамблеи ООН, каковы будут их полномочия и кто будет проводить аккредитацию. В решении этих принципиальных вопросов необходимо руководствоваться слоганом Целей устойчивого развития — «не оставить никого позади». Если организации коренных народов в Северной Европе или в Канаде обладают достаточными организационными и финансовыми ресурсами для эффективного участия в работе органов ООН, которые расположены в дорогих для пребывания городах – Нью-Йорке и Женеве, то у представительских органов коренных народов Африки или Азии такие ресурсы могут отсутствовать. Интересно, что лет десять назад Саамский парламент Норвегии всерьез рассматривал возможность учреждения постоянного представительства в Нью-Йорке. Могут ли, скажем, коренные малочисленные народы российской тундры позволить себе лоббистскую работу на таком же уровне?

Наряду с этим, в большинстве регионов этническое многообразие настолько велико, что требуются дополнительные исследования того, как устроена система представительства и принятия решений отдельных коренных народов и их региональное сотрудничество. Попытку провести такое исследование по региону Восточная Европа, Россия, Средняя Азия и Закавказье предприняли члены Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Эксперты указали, например, на то, что арктическая идентичность коренных народов российского Севера позволяет им активно участвовать в работе зонтичных структур как в Российской Федерации, так и в арктическом регионе. Очевидно одно: чтобы быть убедительными в переговорах с государствами, коренным народам необходимо иметь ответы на все вопросы, которые могут поставить под сомнение готовность самого движения коренных народов эффективно участвовать в работе Генассамблеи ООН.

Пока эксперты прорабатывают ответы на эти вопросы, предлагается укреплять и делать более эффективным участие коренных народов в работе специальных механизмов ООН – в Постоянном форуме по вопросам коренных народов и Экспертном механизме по правам коренных народов. Есть возможности задействовать и другие, более специфические механизмы. Например, Постоянный форум уже не первый год предлагает государствам, входящим в Совет безопасности ООН, провести неформальное заседание по так называемой формуле Аррии, которая позволяет сделать процедурные рамки более гибкими и провести откровенный обмен мнениями. На последней сессии Постоянного форума в апреле 2021 года эксперт Совбеза ООН по ситуации в Мали и бывший председатель Экспертного механизма Альберт Баруме подчеркнул, что соблюдение прав коренных народов – это вклад в мир и безопасность, и коренные народы могут выступать союзниками государств в поддержании мира.

Одним словом, процесс расширения участия коренных народов в работе ООН имеет все шансы стать длительным и непростым по примеру работы над международно-правовым документом о защите традиционных знаний коренных народов, проект которого уже второе десятилетие обсуждается во Всемирной организации интеллектуальной собственности. 2021 год ожидаемо не приблизил нас к принятию конвенции, а заседания межправительственного комитета, в мандат которого и входит разработка документа, не собирался очно ни разу с момента начала пандемии. И до коронавируса участие коренных народов в работе ВОИС было крайне ограниченным, а с введением ограничений на международные поездки участие снизилось еще больше. Кропотливая работа по написанию проекта конвенции с участниками из разных часовых поясов, говорящих на шести официальных языках ООН, не прижилась в онлайн формате: все-таки в таком процессе важна каждая запятая, а изнурительные технические консультации могут выходить далеко за рамки стандартного рабочего времени. Разработка юридически обязывающего документа об охране традиционных знаний – процесс уникальный, и все признают его важность, однако у экспертов наступила определенная усталость от низкой результативности, вызванной прежде всего позицией тех стран, чей частный сектор, особенно фармацевтический и косметологический бизнес, и является главным выгодоприобретателем несанкционированного использования знаний коренных народов о лекарственных свойствах растений.

Даже этот краткий обзор дает представление о многообразии тем, в которых требуется узконаправленная экспертиза, и, возможно, пандемия создала условия для более эффективного разделения труда в движении коренных народов. Раньше самым востребованным мероприятием, куда все стремились попасть, была ежегодная сессия Постоянного форума, мандат которого позволяет обсуждать по большому счету абсолютно все вопросы. Сейчас, когда сессии проводятся в виртуальном для большинства участников формате, эксперты коренных народов рассредоточились по более узким тематическим направлениями. Так рекомендация Постоянного форума придала новый импульс вовлечению коренных народов в дискуссию о борьбе с загрязнением мирового океана пластиком. На полях ЮНЕСКО шла активная подготовка к Международному десятилетию языков коренных народов. Отдельно велись оживленные консультации на тему продовольственной безопасности коренных народов и вырабатывался глобальный рамочный документ по биоразнообразию на период после 2020 года. Единственным международным мероприятием, где было возможно очное участие коренных народов, стала 26-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата COP26 в Глазго. Работы в международных организациях у коренных народов очень много, а количество экспертов, способных профессионально эту работу вести, не хватает. В этом связи заслуживает внимания инициатива о проведении Школы общественной дипломатии для коренных народов России. Государства заинтересованы, чтобы было как можно больше грамотных правозащитников, владеющих правовым инструментарием и способных профессионально вести диалог с государствами и бизнесом на международных площадках.

Бизнес и права коренных народов

Если для прогресса в подготовке конвенции о защите традиционных знаний онлайн-формат не подходит, то проведение гибридной сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов и его региональных диалогов, несмотря на ряд технических сложностей, все же способствовало вовлечению организаций, которые раньше не имели возможности активно участвовать по причине отсутствия финансирования или удаленного проживания. Постоянный форум в 2021 году уделил внимание двум темам: мир, справедливость и сильные институты (тема прошлой сессии), и принципы должной осмотрительности, включая свободное, предварительное и осознанное согласие СПОС (тема будущей сессии). Основная мысль состоявшихся дискуссий – нарушение прав человека, изменение климата, угроза продовольственной безопасности создают почву для неравенства и угрожают миру на планете. Этому негативному тренду можно противопоставить усиление возможностей для участия коренных народов в принятии решений, а также синхронизацию законотворческих усилий и реальных практических мер по исполнению законов.

Постоянный форум также провел экспертный семинар «Коренные народы, бизнес, автономия и правозащитные принципы должной осмотрительности, включая СПОС». И на семинаре, и на предшествовавшем ему Форуме по вопросам предпринимательской деятельности и правам человека обсуждалась роль частного сектора и государства в обеспечении права коренных народов на развитие. Было подчеркнуто, что практика применения СПОС в мире продолжает формироваться с учетом местных особенностей, а совершенствование корпоративных политик по взаимодействию с коренными народам с учетом международных стандартов и принципов ESG – всеобъемлющий тренд, которому начинают следовать компании во всем мире, включая Россию. К слову, Россия в рамках своего председательства в Арктическом совете проведет международный форум «Государственно – частное партнёрство в сфере устойчивого развития коренных народов», где в том числе будет обсуждаться российский и мировой опыт применения СПОС, государственного регулирования отношений частного сектора и коренных народов, а также расширение возможностей применения международных стандартов в России.

В 2021 году международные эксперты подготовили ряд тематических исследований по самому широкому кругу вопросов: от прав ребенка и права на самоопределение до влияния пандемии COVID-19 и изменения климата на коренные народы. По понятным причинам наибольший интерес вызвала пандемия с ее непропорционально высоким влиянием на общины коренных народов. В частности, отмечена нехватка информации на языках коренных народов, неравный доступ к вакцинам и прерванный доступ к образовательным услугам из-за введенных государствами ограничений. Последнюю проблему может помочь решить цифровизация, в связи с чем опыт российского региона – Югры по подключению стойбищ к высокоскоростному интернету был отмечен как положительный в исследовании Экспертного механизма о правах ребенка из числа коренных народов.

Свой вклад в международные дискуссии внес «КМНСОЮЗ», приняв участие в сессиях, региональных диалогах и экспертных семинарах специальных органов ООН по вопросам коренных народов. Организация готова делиться не только теоретическими наработками по правовой защите коренных народов региона, но и развивать на практике эти наработки. В частности, КМНСОЮЗ содействует реализации процедуры СПОС на Таймыре, содействует созданию корпоративных политик на основе международных стандартов, участвует в разработке методологии проведения неправительственной этнологической экспертизы, а также ведет правовой портал, анализируя региональное и федеральное законодательство. Весь этот спектр аналитической и практической работы оказался востребованным на международном уровне.

Что ожидать от 2022 года?

Начавшийся год обещает быть богат на исследования. Экспертный механизм работает над двумя исследованиями: о милитаризации земель коренных народов и договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях. Внести вклад в письменном виде можно до конца января 2022 года. Члены Постоянного форума также заняты исследовательской деятельностью – у них в работе четыре темы: о коренных народах и ресурсных конфликтах в Сахеле и в бассейне реки Конго, по вопросу о коллективной̆ интеллектуальной̆ собственности и присвоении идей и творений коренных народов, по вопросу об автохтонных языках в системе формального образования, по вопросу о правах коренных народов применительно к мировому энергетическому балансу.

Большое внимание международного сообщества будет уделено началу Международного десятилетия языков коренных народов 2022 – 2032. ЮНЕСКО и Руководящий комитет Десятилетия подготовил Глобальный план действий. По всему миру начали проходить мероприятия, так народ чероки в США открыл в своей столице городе Талекуа конференцию для обсуждения мер поддержки родных языков. Официальные открытия состоятся в Париже, Нью-Йорке и Женеве. Мероприятия состоятся на национальном уровне. Россия создала национальный оргкомитет, подготовила национальный план действий Десятилетия и планирует официальное открытие в рамках международной конференции в Ханты-Мансийске в июне 2022 года. На экспертном семинаре в Мурманске, который «КМНСОЮЗ» провел в декабре прошлого года, эксперты рекомендовали, чтобы свои планы действий принимались на региональном и местном уровнях.

Пока еще очень рано судить, изменится ли формат участия коренных народов в международном сотрудничестве в 2022 году. Например, традиционно одно из самых посещаемых мероприятий в ООН – ежегодная сессия комиссии по статусу женщин в марте этого года уже точно пройдет в гибридном формате – то есть для большинства участников в формате онлайн. Поэтому едва ли стоит ожидать апрельскую сессию Постоянного форума в привычном очном формате с 2000 участниками и десятками параллельных мероприятий. Однако чувствуется, что несмотря на все плюсы, онлайн-форматом копится недовольство не только в рядах коренных народов, которые чувствуют, что вопросы решаются без них, но и среди государств, которые также хотят вернуться к более оживленной и результативной дипломатии. Какие бы правила игры не диктовала пандемия, международная работа по-прежнему останется в фокусе внимания коренных народов – слишком многое зависит от принимаемых решений, чтобы отдать ее на откуп тем, кто захочет говорить за коренные народы и от их имени. В 2022 году «КМНСОЮЗ» планирует вносить содержательный вклад в работу международных организаций, но и помогать движению коренных народов России в целом быть более заметным и эффективным на международных площадках.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Горячая линия

Вы можете задать свои вопросы по телефону +7 916 741 9916 или сформулировать их в письменном виде на данной странице, заполнив указанные ниже поля:

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО «КМНСОЮЗ») (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://kmnsoyuz.ru.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее — персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://kmnsoyuz.ru.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://kmnsoyuz.ru или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://kmnsoyuz.ru/privacy.

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://kmnsoyuz.ru  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

[i] В соответствии с резолюцией 51/16 Совета по правам человека Специальный докладчик ООН по правам коренных народов посвятил свой тематический доклад теме «Положение мобильных коренных народов». В докладе, с акцентом на усилия, предпринимаемые государствами, коренными народами и другими заинтересованными сторонами рассматривается положение скотоводов, пастухов, охотников, собирателей, кочующих земледельцев, морских зверобоев и других мобильных (кочевых и полукочевых) коренных народов.

Мандат Специального докладчика ООН по правам коренных народов входит в систему специальных процедур Совета ООН по правам человека. Мандат был создан в 2001 году с целью поощрения положительных практик, выработки предложений по предупреждению нарушений прав коренных народов, подготовки тематических докладов о ситуации с правами коренных народов в мире. Подробнее о мандате по ссылке.

Социологическое исследование проводилось КМНСОЮЗ:

28 февраля – 6 марта 2022 года в г. Мурманск, г. Оленегорск и с. Ловозеро;

12 – 19 февраля 2022 года в г. Дудинка.

Главная цель исследования – изучение мнения коренных малочисленных народов по основным предлагаемым элементам разрабатываемой Политики в области взаимодействия с коренными малочисленными народами.

Исследование проводилось посредством интервьюирования (37 глубинных интервью), 4 фокус-групп и анкетирования (173 анкеты).