Северный колорит со множеством нюансов
Северный колорит со множеством нюансов

По оценкам Агентства стратегических инициатив (АСИ), доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет 4,98%. В этой сфере по всей стране работают более 748 тысяч организаций, причем простор для роста есть. Креативные предприятия, как правило, не требуют жесткой привязки к природным ресурсам, им не нужно особой инфраструктуры. Поэтому развивать их можно в моногородах, отдаленных поселках и даже на стойбищах. Творческие компании могут стать драйверами местных экономик, обеспечить дополнительные рабочие места, наполнить муниципальные бюджеты. Однако в северных регионах креативные индустрии имеют свою специфику и особое значение. Творческие предприятия в районах проживания коренных народов являются знаковыми центрами по сохранению и развитию традиционной культуры. О том, как таким предприятиям встроиться в креативную экономику и не потерять себя, рассказывает «КМНСОЮЗ-NEWS» в рубрике «Объективно о важном». 

Творческая доля

Какие индустрии можно отнести к креативным? Вопрос с подвохом, ведь место творчеству есть в любой сфере деятельности, и в документах различных международных организаций встречаются разные определения креативной экономики. Нет единства мнений на этот счет и в России. Алексей Цыкарев, руководитель проекта «Хранители смыслов и знаний: продвижение традиционных ценностей через ремесла и промыслы коренных народов Арктики» («Ассоциация «ЭХО»), предлагает взять за основу утвержденную Правительством России Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов.

– В этом документе можно выделить четыре категории различных креативных индустрий. Так, к индустрии, основанной на использовании историко-культурного наследия, составители отнесли народно-художественные промыслы и ремесла. Вторая категория – отрасли, основанные на искусстве: театр, музыка, кино, анимация. В отдельную категорию выделено производство современного контента, это медиа, блоги, печатная продукция, СМИ. Четвертая категория – прикладные творческие индустрии, к которым можно отнести дизайн, моду, гастрономию. Креативные предприятия, созданные представителями коренных народов, как правило, относятся к одной из этих четырех категорий, – говорит Алексей Цыкарев.

Фото из архива Алексея Цыкарева

В регионах ситуация с креативными предприятиями неоднородная. Согласно данным карты креативных индустрий, составленной в 2021 году Агентством стратегических инициатив, лидером является Москва. Вклад творческой индустрии в экономику столицы эксперты оценили в 18,5% от валового регионального продукта (ВРП). Например, в Санкт-Петербурге 12,6% от всех предприятий города можно отнести к креативным, а их вклад в экономику города составляет 12,4%. В Карелии доля креативных предприятий – 9,7%, а вклад в ВРП – 2,2%. В Мурманской области такие предприятия обеспечивают 1,8% ВРП, на них приходится 9,5% от зарегистрированных на территории региона предприятий. В ЯНАО вклад в экономику творческих предприятий составляет 1,7% (на них приходится 7,7% компаний), в ХМАО – 2,1% (общая доля 8,1% компаний).

Похожие тенденции и в других регионах. В Красноярском крае на креативные предприятия приходится 8,2% компаний, вклад в ВРП – 2,7%, на Чукотке каждая десятая компания так или иначе занята в творческой индустрии, их суммарное вложение в валовый региональный продукт – 1,3%.

Нельзя не обратить внимание, что доля креативных предприятий среди всех остальных компаний достаточно высока, а вклад в местные экономики, особенно на фоне Москвы и Петербурга, кажется довольно скромным.

Но здесь нельзя не учитывать, что в регионах Севера существенная доля ВРП приходится на добывающие предприятия. Студии или ремесленные мастерские даже близко не могут с ними конкурировать по размерам доходов. Сверхвысокие показатели Москвы и Петербурга тоже не стоит воспринимать буквально, ведь к креативным индустриям относят и архитектуру, соответственно, каждое строительство жилого дома или нового ТЦ добавляет столицам креативности по документам. И все-таки нельзя не согласиться с тем, что вклад в экономику креативных предприятий мог бы быть больше.

Алексей Цыкарев рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS», что этим вопросом серьезно озаботились в Карелии. В регионе провели исследование и установили, что при определенных мерах поддержки капитализация креативных предприятий региона за десять лет может вырасти в десять раз. Это повлечет за собой рост ВРП и создание новых рабочих мест.

Есть нюансы

В регионах Севера существует своя специфика, которую необходимо учитывать при развитии креативных индустрий.

– Главный принцип креативной экономики, или экономики знаний, един для всех и заключается в том, что добавленную стоимость создают знания и интеллектуальный труд. В случае коренных народов Севера речь идет о традиционных знаниях, смыслах, заложенных в духовных практиках, тесной связи с природой и культурном наследии. Что касается организации процесса, то отличия регионов Севера от центральной России обусловлены в первую очередь климатическим фактором и традиционным образом жизни. Скажем, если мы говорим о ремеслах, то это необходимость подстраивать свою деятельность под цикл природных явлений и сезонов, а также сверяться с календарем традиционных промыслов, – отмечает Алексей Цыкарев.

Фото Оргкомитета форума Российский Север

Вопрос этот довольно глубокий и дело не только, например, в сборе сырья для ремесленных производств, но и в оплате коммунальных услуг. В регионах Севера счета за ЖКХ значительно выше, чем в средней полосе, особенно если речь идет об оплате коммунальных услуг бизнесом. Алексей Цыкарев привел в пример ситуацию с Мурманской областью, где из-за полярной ночи и высоких цен на электроэнергию для бизнеса ремесленники зачастую предпочитают работать на дому, а не открывать мастерские в помещениях, которые им предлагают местные власти или коммерческие структуры. И хотя на начальном этапе такой подход позволяет микропредприятию сэкономить, в перспективе работа в домашних условиях становится препятствием для масштабирования бизнеса.

Офис дисциплинирует. Работая на дому, некоторые предприниматели решают не регистрировать юрлицо. Алексей Цыкарев отмечает, что сейчас многие предприниматели работают как самозанятые. С точки зрения закона, это право предпринимателя. Но многие меры поддержки рассчитаны именно на ООО и ИП, то есть самозанятый предприниматель их получить не может, что также становится тормозом для развития.

Стоит отметить, что в России еще с 1999 года действует Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах». Но он затрагивает только художественные промыслы без привязки к региональной специфике.

В 2021 году была принята Концепция развития креативных индустрий в России, рассчитанная до 2030 года. Она предусматривает, что органы власти на местах разработают свои собственные меры поддержки творческих предприятий. В документе не прописано, как именно нужно эту поддержку осуществлять, поэтому каждый регион идет своим путем.

В ХМАО, например, приняли отдельный закон. Он подразумевает, что креативные предприятия, которые ведут деятельность на территории округа и не имеют долгов по налогообложению, могут претендовать на налоговые льготы, микрозаймы, субсидии, гранты, также им помогают в продвижении готовой продукции на мероприятиях, в том числе за пределами округа.

– Поддерживая креативные индустрии, в ХМАО делают ставку на диверсификацию экономики в том числе и для тех территорий, где проживают коренные малочисленные народы. Дело в том, что традиционная экономика не базируется на добыче полезных ископаемых, и, чтобы она была устойчивой, ее надо связать еще с чем-то. Этим вторым столпом могут стать творческие индустрии, – говорит Алексей Цыкарев. – В конечном итоге важны инвестиции в человека с его знаниями и изобретательностью. Когда закончатся нефть и газ, именно экономика знаний станет драйвером развития. Не зря Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов рекомендовал в этом году и государствам, и международным организациям разрабатывать обучающие бизнес-интенсивы и инвестировать в креативные стартапы коренных народов. Среди первых эту инициативу подхватили в Республике Саха (Якутия).

По словам эксперта, сейчас разработка местных законов о креативных индустриях ведется в десяти регионах страны. В ряде субъектов пошли по пути создания стратегий. Такой документ, например, разрабатывают в Карелии. В стратегиях прописываются не только цели и задачи, но и вполне ощутимые экономические меры поддержки, которые предприятия могут получать с помощью уже существующей инфраструктуры для предпринимателей, например, через региональные центры поддержки бизнеса.

Фото Оргкомитета форума Российский Север

Все это должно работать в связке с федеральными проектами. Так, по линии Минкультуры России в регионах создаются Школы креативных индустрий для старшеклассников. На занятиях ребят знакомят с местными культурными традициями, рассказывают о народных промыслах, а также знакомят с главными трендами в медиа и дизайне.

Не гранты, а субсидии

Фото Оргкомитета форума Российский Север

Дискуссии о будущем креативных индустрий звучат на крупных форумах и конференциях. Например, в этом году на ВЭФ креативным индустриям отдали целую секцию. Что думают об этих дискуссиях сами предприниматели?

Об этом «КМНСОЮЗ-NEWS» спросил Аксинью Поротову, основателя и директора мастерской по пошиву национальной одежды «Мукустур» в Дудинке. Аксинью Поротову на Таймыре знают во всех фольклорных коллективах, музеях, поселках, где живут представители коренных малочисленных народов.

Наша собеседница призналась: в том, что ремесло является креативной индустрией, она никогда не сомневалась, но дискуссии о будущем творческих отраслей пока проходят мимо нее.

– Я не могу сказать, чтобы за последние годы в моей деятельности как-то что-то изменилось. У нас в Красноярском крае уже около десяти лет работает программа по поддержке ремесленников. Я один из постоянных участников этой программы. В ее рамках мы получаем возмещение затрат на покупку материала и оборудования. Например, я купила камус, машинки или ткани, мне спустя какое-то время часть суммы возвращается. Ничего нового и отдельного, наверное, нам даже и не надо, а вот если бы эту программу расширили, то было бы здорово, – говорит Аксинья Поротова.

Предпринимательница отметила, что считает схему возмещения затрат более эффективной, чем грантовую поддержку, которая сейчас довольно популярна.

– Дело в том, что, когда предприниматель подает заявку на грант, он о чем-то мечтает, планирует, что вот, были бы деньги, я бы купил себе такое-то оборудование. Но иногда это просто мечты, не часть бизнес-плана. А бывают и вовсе гранты какие-то узкоспециализированные, когда человек подает заявку просто «чтобы было». В случае же с возмещением приобретается именно то, что нужно предпринимателю, то, чем он будет пользоваться в своей работе постоянно, – считает Аксинья Поротова.

Пазл из мер поддержки

Лилия Тайбарей, председатель семейно-родовой общины ненцев «Лимбя» (Орел) из поселка Красное Ненецкого автономного округа, возглавляет небольшое предприятие по пошиву национальной одежды и предметов быта. В ее мастерской делают пимы, шьют малицы, изготавливают чумы.

Фото из архива Лилии Тайбарей

Наша собеседница признается: когда предприятие только появилось, в регионе к нему относились снисходительно. Чтобы войти в какой-нибудь совет по предпринимательству или попасть на окружную выставку, Лилии приходилось предпринимать титанические усилия. Но года четыре назад ситуация стала меняться. Тайбарей связывает это с открытием Центра развития бизнеса в НАО.

– В регион стали приезжать туристы, все увидели, что туризм и народные промыслы взаимовыгодны. Центр развития бизнеса стал предлагать различные интересные проекты, мы начали выезжать на выставки в Архангельск, Москву, Санкт-Петербург. Это было очень здорово, дело даже не только в каких-то материальных нюансах – когда чувствуешь, что тебя поддерживают, когда спрашивают, чем помочь, подсказывают, как-то и работа лучше идет, – говорит Лилия.

Тайбарей не скрывает: пошив национальной одежды – не особо маржинальный бизнес. Поэтому, чтобы быть на плаву, предпринимательнице приходится проявлять креатив не только при разработке выкроек или в дизайне. Например, долгие годы Лилия Тайбарей добивалась минимальной арендной платы за помещение. И добилась. Мастерская имеет статус социального предприятия, что тоже позволяет получать определенные льготы. В общей сложности Лилия платит 1 процент налогов, что, конечно, является очень существенной поддержкой. Кроме того, на предприятии активно пользуются схемой возмещения затрат на оборудование и материалы.

Главная техническая сложность, по словам Лилии, это поставки. Долгое время в регионе был всего один поставщик выделанных шкур. Для некоторых видов работ качество не подходило, но у предпринимательницы не было вариантов, приходилось брать, что есть.

Сейчас в НАО открывается новое предприятие такого профиля, Тайбарей возлагает на него большие надежды.

Дело в сбыте

Один из  тонких вопросов: а кто является потребителем продукции креативных индустрий? В случае с пошивом национальной одежды якорные покупатели – это жители региона. В районах Крайнего Севера ничего теплее национальной одежды нет, поэтому зимой все носят пимы. Да и на малицы спрос стабильный: их берут все, кто ездит в тундру на снегоходах. Примечательно, что малицы оказываются востребованы даже за пределами России. Например, Лилия Тайбарей поставляет свою продукцию в Казахстан. Оказалось, что от сильных степных ветров зимой ненецкие малицы защищают идеально.

Самая большая мечта нашей героини – подиум. В 2019 году в рамках реализации нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства в НАО Лилия Тайбарей смогла создать капсульную коллекцию одежды и поучаствовала в Неделе моды в Москве. Критики восприняли дебют позитивно. Предпринимательница признается: она хотела бы создать коллаборацию с каким-нибудь дизайнерским брендом.

Фото из архива Лилии Тайбарей

Стоит отметить, что Лилия сама стала дизайнером в своей первой коллекции. Наша героиня не ограничилась перенесением национальных орнаментов на современные вещи, она постаралась представить оригинальные выкройки и формы.

Предпринимательница отмечает: в национальной одежде есть что осмыслять – от особенностей кроя или применения нестандартных материалов до обращения к элементам мифологии. Именно в поиске новых образов и смыслов, которые позволили бы рассказать о национальных особенностях что-то новое, она видит главную задачу креативной индустрии.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Горячая линия

Вы можете задать свои вопросы по телефону +7 916 741 9916 или сформулировать их в письменном виде на данной странице, заполнив указанные ниже поля:

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО «КМНСОЮЗ») (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://kmnsoyuz.ru.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее — персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://kmnsoyuz.ru.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://kmnsoyuz.ru или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://kmnsoyuz.ru/privacy.

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://kmnsoyuz.ru  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

[i] В соответствии с резолюцией 51/16 Совета по правам человека Специальный докладчик ООН по правам коренных народов посвятил свой тематический доклад теме «Положение мобильных коренных народов». В докладе, с акцентом на усилия, предпринимаемые государствами, коренными народами и другими заинтересованными сторонами рассматривается положение скотоводов, пастухов, охотников, собирателей, кочующих земледельцев, морских зверобоев и других мобильных (кочевых и полукочевых) коренных народов.

Мандат Специального докладчика ООН по правам коренных народов входит в систему специальных процедур Совета ООН по правам человека. Мандат был создан в 2001 году с целью поощрения положительных практик, выработки предложений по предупреждению нарушений прав коренных народов, подготовки тематических докладов о ситуации с правами коренных народов в мире. Подробнее о мандате по ссылке.

Социологическое исследование проводилось КМНСОЮЗ:

28 февраля – 6 марта 2022 года в г. Мурманск, г. Оленегорск и с. Ловозеро;

12 – 19 февраля 2022 года в г. Дудинка.

Главная цель исследования – изучение мнения коренных малочисленных народов по основным предлагаемым элементам разрабатываемой Политики в области взаимодействия с коренными малочисленными народами.

Исследование проводилось посредством интервьюирования (37 глубинных интервью), 4 фокус-групп и анкетирования (173 анкеты).