Памятник Хэбидя Тен, святилище Сядэй Седа (НАО). Автор фото Ирина Ханзерова.
В рубрике «Объективно о важном» эксперты обсудили, как сделать святилища известными у молодежи и защитить культовые объекты от вандалов.
Духовная культура коренных народов переживает подъем: возрождаются праздники, проводятся обряды, энтузиасты находят в архивах все новые данные об обычаях и верованиях. Но остается острый вопрос: как быть со святилищами. С одной стороны, важно, чтобы люди знали, где находятся такие объекты, могли туда приехать. С другой стороны, помимо тех, у кого есть духовная потребность посетить святилища, в этих местах бывают и вандалы, которые их разрушают. Сегодня в рубрике «Объективно о важном» эксперты обсуждают, как можно решить эту проблему.
Разрушители могил
– Впервые с этой бедой я столкнулась в Большеземельской тундре, там на берегу Карского моря (НАО) оленеводы-единоличники Валеи привезли меня на старинное ненецкое кладбище. Ненцы исторически никогда не посещали могилы предков, чтобы не тревожить и не навлечь беду на живых. А тут огромная территория оказалась засеянной костями человеческими, ломаные нарты и тины (деревянное подобие гробов), все развалено и потоптано. Как сказал мне старейшина рода Вали Семен Николаевич – это старинное родовое кладбище. «Еще десять лет назад, – сказал Валей, – здесь было много разной утвари, медных украшений, ножей и поясов, а сейчас все это увезли!» – рассказывает этнограф, собиратель ненецкого фольклора Ирина Ханзерова.
Ирина Ханзерова
Как неизвестные проникли на старинное кладбище по бездорожью? Как проехали через весь округ и остались незамеченными? Вопросы не праздные, тем более, что за уничтожение мест захоронения предусмотрена ответственность по статье 243 УК РФ.
Такие вопиющие случаи есть не только в Ненецком автономном округе. В 2020 году в Югре разграблению подвергся средневековый могильник в четырех километрах от города Покачи. Виновных также не нашли. Да и привлечь их к ответственности сложно юридически, поскольку старинные кладбища часто не обозначены как официальные некрополи. О них знают местные жители, археологи. Но в градостроительных документах они зачастую не фигурируют.
Вандалы на святилищах
Разрушают копатели и святилища, в том числе и действующие. Начальник Березовского филиала фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок кандидат культурологии Любовь Кашлатова говорит, что довольно часто, приезжая на святилища, люди находят разрушенные лабазы, сброшенных идолов.
Любовь Кашлатова
Во время многих хантыйских обрядов используются монеты. Это обычные современные рубли и копейки, их завязывают в платки и оставляют на святилищах. Черные копатели непонятно с какой целью эти монеты забирают. Такая ситуация, естественно, возмущает местных жителей.
Сталкивались с такой бедой и на Камчатке. В начале двухтысячных годов вблизи деревни Сосновки появился этнографический комплекс. Председатель родовой общины ительменов «Пимчах» Вера Ковейник рассказала, что в первые годы нападения были регулярными. Неизвестные выносили с территории старинные вещи, ломали постройки, а иногда просто поджигали.
Вера Ковейник
Вера Ковейник вспоминает, как однажды варвары осквернили идолов Хантаев. В ительменской мифологии одно из центральных мест занимает Хантай – это существо с телом человека и хвостом рыбы. Каждый год перед крупными праздниками, например, накануне Алхалалалая, вырезается новый деревянный идол. После праздника он остается на площадке. Поэтому с каждым годом на святилище становится все больше идолов. Однажды Ковейник как обычно пришла на святилище и обнаружила, что Хантаев не просто сбросили, неизвестные вандалы сделали из них переправу, чтобы пройти через реку на остров, который у ительменов считается священным.
– Когда такое происходит, опускаются руки. Мы плакали, молились, вы не представляете, какое это отчаяние, – говорит Вера Ковейник.
Ительменское святилище — из архива Веры Ковейник
С точки зрения закона
Наши эксперты говорят: таких ситуаций на самом деле много. Далеко не все они попадают в публичную плоскость. Чаще всего люди, стиснув зубы, восстанавливают святилища и молятся, чтобы такого больше не повторялось.
За руку вандалов не ловили. Да и как поймаешь, если они приезжают группами по несколько человек, это крепкие ребята на машинах с металлоискателями. Пожилые жители деревень, вблизи которых стоят святилища, физически не могут дать им отпор, да и участковый не поможет. Пока он приедет на вызов, копатели уедут.
Проблема еще и в том, что далеко не все святилища имеют охранный статус. То есть с точки зрения закона это просто территория, где каждый волен делать то, что считает нужным. Чтобы святилища признали локациями, которые нужно охранять, необходимо провести титаническую работу. Дело в том, что по умолчанию охранного статуса ни у какой территории нет. Поэтому нужно формировать реестры святилищ. В ряде случаев, если святилище признано также объектом культурного наследия, оно может охраняться по линии Минкультуры. Но, как правило, так обозначают в основном археологические памятники, да и то не все. Поэтому в регионах создают отдельные реестры.
Семиликий — один из Великих идолов острова Вайгач (НАО). Автор фото Ирина Ханзерова
Эта работа проводится в несколько этапов. Вначале святилища просто переписывают. В Ненецком автономном округе этой работой на протяжении многих лет занималась Ирина Ханзерова. Она рассказала, что вторым этапом должно было стать создание Красной книги святилищ и затем утверждение перечня святилищ через окружное собрание депутатов.
По словам Ирины Ханзеровой, региональное законодательство позволяет депутатам НАО на специальной сессии признать включенные в реестр святилища объектами культурного наследия и охранять их на уровне субъекта РФ. Но это дело будущего, пока список святилищ в Ненецком автономном округе до конца не сформирован, хотя в теории утверждать объекты можно и по мере поступления данных.
Формируют аналогичный перечень и на Ямале. Здесь своя специфика. В регионе заявки в реестр святилищ аккумулирует Общественный совет при Департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера. Сакральные объекты получают охранный статус как регионального, так и муниципального уровня.
На официально оформленных святилищах запрещается хозяйственная деятельность. Соответственно, добывающие компании должны обходить такие объекты стороной. В этом, собственно, заключается главное преимущество охранного статуса.
Любовь Кашлатова говорит, что в Югре некоторые святилища также находятся в охранной зоне, запрещающей хозяйственную деятельность. К предприятиям с этой стороны вопросов нет, они все соблюдают. Но проблема в том, что вандалы разрушают святилища независимо от того, есть у них охранный статус или нет.
Курс на информирование
В такой ситуации велик соблазн максимально скрыть святилища, чтобы их месторасположение знали лишь те, кто регулярно участвует в обрядах. Но это тупиковый путь.
В годы борьбы с религией сложилась ситуация, когда о святилищах действительно знали только посвященные. Последствия печальные. Ведущий методист по ненецкой культуре Таймырского Дома народного творчества, исследовательница Раиса Яптунэ рассказывала в «Интервью недели», что многие святилища в свое время оказались утерянными. Старожилы, владеющие знанием, ушли и не успели рассказать молодым о сакральных местах. Сейчас ученые по крупицам пытаются восстановить эти данные. Но сколько таких потерянных святилищ в целом по стране?
Обряд жертвоприношения Семиликому (НАО) Автор фото_Ирина Ханзерова
Опрошенные «КМНСОЮЗ-NEWS» эксперты говорят, что как бы сложно ни было, расположения святилищ скрывать нельзя, более того, надо делать информационные стенды, указатели, чтобы молодые знали, куда ехать.
Вера Ковейник предлагает этим не ограничиваться, по ее мнению, нужно создавать полноценные инструкции, как вести себя на святилище.
– Люди же не знают, что делать. Им нужно разъяснить, почему нужно идти по этой тропе, необходимо рассказывать, что можно делать на святилище, а что – нельзя. Можно оставлять инструкции в постройках, публиковать в интернете или на информационных стендах. Чем больше будет информации, тем лучше, – говорит Вера Ковейник.
В принципе ительменское святилище в свое время информирование и спасло. Вера Ковейник отмечает, что в последние годы нападки на святилище прекратились. Какие-то повреждения объектов бывают на праздниках, но это, скорее, локальные происшествия из-за большого количества посетителей. Целенаправленного уничтожения больше нет. Председатель общины «Пимчах» считает, что причина одна – люди привыкли.
На святилище проводятся ительменские праздники, сюда приезжают туристы со всей страны. Посты в соцсетях с фотографиями, публикации в СМИ потихоньку делают свое дело, святилище становится в глазах общественности местной достопримечательностью. Это служит своеобразной защитой в том числе и от копателей, которые точно не примут святилище за древний объект и точно не станут искать там артефакты, ведь во всех публикациях четко прописано, что святилище появилось меньше 30 лет назад и материальных ценностей там нет.
Любовь Кашлатова считает, что ставку нужно сделать в первую очередь на информирование тех, кто причастен к охране святилищ. Наша собеседница сама относится к числу хозяев – хранителей святилища богини Каттась-Ими в деревне Калтысъяны. Каттась-Ими почитают и ханты, и манси, это общеугорская богиня.
– Мы говорим своей молодежи о ситуации с черными копателями, ездим, совершаем обряды, убираем после них все, так как, если не приводить в порядок, то на святилище будет полное разорение. Мы объясняем своей молодежи, что необходимо это делать. Если каждый род будет так поступать, то молодежь будет знать расположение святилищ, – говорит Любовь Кашлатова.
Строительство нового лабаза в д. Мулигорт. Фото из архива Любови Кашлатовой
По мнению Ирины Ханзеровой, необходимо добиваться юридического признания статуса святилищ и защиты таких объектов на государственном уровне.
– Информирование людей о культовых местах, рассказ о последствиях посягательства на памятники и юридическое признание их на региональном уровне – помогут их сохранить, – считает наша собеседница.
Также наши эксперты отметили, что привлекать к вопросам сохранения святилищ важно всех неравнодушных. Традиции у народов разные. Ненецкие святилища традиционно скрывали от непосвященных, но иноверцы могут участвовать в некоторых религиозных праздниках. В хантыйских святилищах имеется зонирование, на определенных участках могут находиться только хранители, а есть локации, которые могут посещать все. Именно там, например, проводятся праздники, причем участвуют в них люди разных национальностей и вероисповеданий. Ительменские традиции касательно отношения к святилищам не сохранились, но Вера Ковейник говорит, что если на святилище приходит человек другой веры, то ему все равно все рассказывают, показывают и разрешают присутствовать на обряде.
– Если человек пришел к нам с чистым сердцем, если по каким-то причинам он захотел присутствовать, значит, так должно было быть, – говорит Вера Ковейчук. – Духовная культура коренных народов очень богата, и многие ищут в ней ответы в том числе и на глобальные жизненные вопросы. Если человека волнует наша духовная культура, то мы не должны его отторгать.