Автор фото Сергей Козинцев
В рубрике «Объективно о важном» эксперты рассуждают о ценности и возможности применения традиционных воспитательных практик в современном мире.
У коренных малочисленных народов есть одна ценность, о которой редко говорят с высоких трибун – это совершенно уникальные подходы к воспитанию детей, в основе которых лежит уважение к личности ребенка. О том, что детей надо уважать, западные психологи заговорили относительно недавно, в последние 30-40 лет, а у коренных народов такой принцип действовал веками. Но отчего-то книжные магазины завалены книгами с рекомендациями западных психологов, иностранные методики активно пропагандируют коучи и блогеры. А об уникальных принципах воспитания коренных народов в России почти нигде не говорят. Сегодня в рубрике «Объективно о важном» мы обсуждаем с экспертами, с чем связана такая ситуация и как ее исправить.
Принцип деликатности
В чукотской воспитательной традиции никогда не было места авторитарности. Детям не навязывали, как строить свою жизнь, каждый был волен выбрать свой путь.
– Надо дать возможность самому определять, что ему нужно, как жить, какой опыт перенять, чем руководствоваться. Пусть человек почувствует, что только он сам несет ответственность за свой выбор, – перечисляет цели чукотского традиционного воспитания Лариса Выквырагтыргыргына.
Наша собеседница работает методистом этноязыкового образования и методистом по издательской деятельности Чукотского Института развития образования и повышения квалификации. Лариса Выквырагтыргыргына сама выросла в тундре и сейчас продолжает изучать чукотские семейные традиции. Главный их принцип – деликатность.
– К людям относились по-доброму, с пониманием. Каждому, попавшему в сложные обстоятельства, старались помочь. Но в чужие конфликты никогда не вмешивались. Никого не обсуждали с негативной стороны. В целом не допускали в личное пространство чьи-то не завершенные конфликтные отношения. Могли выслушать, посочувствовать, но не более, – перечисляет Лариса Выквырагтыргыргына.
В пять лет дети уже считались более или менее самостоятельными и активно помогали родителям. Мальчики – отцу, деду, братьям, девочки – матери, старшим сестрам.
Наказаний как таковых не было. Все держалось на авторитете взрослых, причем утверждался этот авторитет не за счет страха перед его физической силой, а… благодаря неразговорчивости.
Лариса Выквырагтыргыргына. Фото из личного архива
– Авторитетным человеком часто становился молчаливый человек. Порой одного его взгляда или его мимики: вздернутых бровей ко лбу, вздоха или просто какого-нибудь возгласа было достаточно, чтобы ребенок мог понять, что он собирается заняться чем-то, что в данную секунду не уместно, – говорит Лариса Выквырагтыргыргына.
Похожие принципы воспитания без криков и шлепков были в ходу и у инуитов. Об этом в «Интервью недели» рассказала автор русско-эскимосского словаря Наталья Радунович. Наша собеседница отметила, что принципы воспитания нашли отражение даже в языке. Например, проказничающих детей не наказывали, а останавливали, дотрагиваясь до них пальцем. В эскимосском языке нет слов «непослушный» или «невоспитанный». Зато есть слово, которое дословно можно перевести как «человек, которого не ткнули пальцем, упреждая баловство» или как «человек, при котором не было наставника в детстве, который бы вовремя ткнул его пальцем».
Изучая языки коренных народов с позиции воспитательных практик, можно прийти к неожиданным выводам. В западных методиках только сейчас взрослых с проблемным поведением начинают рассматривать с точки зрения того, что они чего-то недополучили в детстве. А само слово «невоспитанный» в русском языке все-таки несет негативный оттенок. Слова, как в эскимосском, которое бы без негатива обозначало взрослого, рядом с которым в детстве не было мудрого наставника, в русском языке нет.
Автор фото Наталья Иванова
Дети имеют мнение
В юкагирской воспитательной традиции нет жесткой иерархии между старшими и младшими. К мнению ребенка с уважением относятся даже аксакалы. Председатель Совета старейшин юкагирского народа Вячеслав Шадрин в «Интервью недели» объяснял это тем, что юкагиры верят, что душа кого-то из предков может реинкарнироваться в новорожденном. Этот принцип влияет на все. В семье учитывается мнение ребенка, а само воспитание строится на том, чтобы душа как бы вспоминала свой прошлый жизненный опыт. Такой подход, естественно, не допускает не только физических наказаний, но и пренебрежительного отношения.
Интересна ситуация с обращениями. Например, Мария Бармич, виднейший специалист в области ненецкого языка, рассказывала в «Интервью недели», что в ненецком языке нет обращения «Вы». Поэтому и ребенку, и умудренному опытом аксакалу говорят «Ты». Наша собеседница тогда обращала внимание на то, что сейчас в ненецких школах дети пытаются изобрести аналог слова «Вы», иногда такое слово пытаются придумать и студенты. Исследовательница таких экспериментов не одобряет и призывает не коверкать язык, тем более что тот же английский прекрасно развивается без понятия «Вы». Наша собеседница тогда также отметила, что на уважение к старшим отсутствие слова «Вы» никак не влияет.
Автор фото Алена Вануйто
Семья на стороне ребенка
Парасковья Выучейская, учитель родного (ненецкого) языка в поселке Красное (НАО) говорит, что воспитание детей в ненецких семьях имеет схожесть с другими малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы выжить в условиях Крайнего Севера, в семье должна быть взаимопомощь, уважение к старшим и детям. Каждая семья старалась воспитывать детей порядочными, формировать в них терпение, скромность, стойкость. «Как будешь к людям относиться, так и они к тебе будут относиться!» – так говорила Мария Павловна, мама нашей собеседницы.
Одним из принципов ненецкого воспитания было понятие «хэвы».
– Это аналог понятия «харам» в мусульманском мире, оно означает безусловный запрет. Почему нельзя? Потому что хэвы. Этот принцип хэвы позволял родителям держать детей в определенных границах, не допускать, чтобы они подвергали себя опасности, – рассказывает Парасковья Выучейская.
Наша собеседница сама выросла в тундре и говорит, что для того, чтобы дети не проказничали, одного слова было достаточно.
– К сожалению, в семьях постепенно отказываются от традиционных моделей воспитания и та уникальная гармония уходит, – констатирует Парасковья Выучейская, но отмечает, что некоторые моменты все же остаются, и педагог считает их позитивными.
Например, в школе поселка Красное учителя, как и их коллеги в школах по всей стране, могут пожурить ребенка за проступок. Но при этом в семьях детей наказывать по-прежнему не принято. Нет такого и чтобы родители повышали на детей голос.
– Это правильно. Ребенок понимает, что в любой ситуации самые близкие люди всегда будут на его стороне, – отмечает Парасковья Выучейская.
Парасковья Выучейская. Фото из личного архива
В ненецком поселке Красное применяются те же педагогические методики, что и по всей стране. Никакой этнической специфики нет. Хотя вопросы этнопедагогики, по словам учительницы, актуальны. Красное – национальный поселок, больше половины местных жителей – ненцы и коми. Многие родители нынешних школьников родились и выросли в тундре, а каникулы дети зачастую проводят на стойбище. Поэтому подход к детям должен учитывать традиционные методы воспитания, считает Парасковья Выучейская.
Педагог сама периодически опрашивает старожилов, по крупицам собирает данные об особенностях тундрового воспитания. Большую помощь учителю оказала статья по ненецкой этнопедагогике, написанная Валентиной Артемовной Ханзеровой, легендарным методистом, составителем пособий по ненецкому языку. Но одна статья, даже самая подробная, не может ответить на все вопросы, которые возникают у учителя в национальной школе.
– Когда я училась в педагогическом колледже, мы очень подробно проходили различные методики преподавания, но, к сожалению, у нас в программе не было ни этнопедагогики, ни этнопсихологии, – констатирует Парасковья Выучейская. По мнению нашей собеседницы, такой курс был бы для педагогов очень полезен.
Автор фото Олеся Окотэтто
Отрывочная база
Научная база по этнопедагогике и этнопсихологии есть, но очень скромная. Например, в 2004 году докторскую диссертацию по развитию этнокультурных традиций воспитания коренных малочисленных народов Севера защитила Алла Фролова из Тамбовского государственного университета имени Державина. В 2018 году в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова кандидатскую диссертацию по педагогическим особенностям проведения кочевого лагеря защитил исследователь Юрий Слепцов. В 2012 году вышла книга Альбины Бучек «Ранняя социализация личности в традиционной культуре (на примере коренных народов Северо-Востока России)». Этнопедагогику Севера как ресурс модернизации образования изучают в Институте народов Севера РГПУ имени Герцена на кафедре этнокультурологии. Обзорные статьи, посвященные степени изученности проблемы, публиковала старший научный сотрудник отдела научной библиографии Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН Валентина Рыкова.
В общем, материалы по этнопедагогике и этнопсихологии есть. Но изучены и описаны традиции далеко не всех коренных малочисленных народов. Нет также и масштабных монографий и учебных пособий, которые могли бы использовать в своей работе педагоги в национальных школах. Отсутствуют научно-популярные издания, а также литература для родителей, которые хотели бы воспитывать детей, опираясь на педагогические практики своего народа.
Отметим, что эта ситуация касается не только малочисленных народов. Масштабных этнопедагогических исследований в принципе нет. При желании можно найти диссертации по чувашским или марийским традициям, но все эти работы – подвижнический труд отдельных ученых. Нина Айварова, кандидат психологических наук, в свое время защитила диссертацию по этнопсихологическим особенностям самоотношения подростков в условиях семейного воспитания на примере марийского этноса. Наша собеседница – мари, выросла в Республике Марий Эл, поэтому диссертацию решила посвятить исследованию формирования самоотношения подростков мари. Вопросы личного восприятия, проживания опыта социализации в культуре, по словам эксперта, здесь ключевые – чтобы научная работа действительно была глубокой, важно, чтобы сам исследователь был полностью погружен в среду, о которой он пишет. Именно из-за отсутствия этой погруженности, по словам Айваровой, и возникла ситуация дефицита глубоких, интересных этнопедагогических и этнопсихологических исследований.
Нина Айварова. Фото из личного архива
– В последние десятилетия так сложилось, что неравнодушные к сохранению традиций своего народа люди получали образование в области культурологии, истории, языкознания, что, безусловно, очень важно, но в психологию или в педагогику (с методическим уклоном) уходило очень мало людей. Этнопсихологические особенности представителей этнических групп описываются преимущественно этнографами, культурологами, – констатирует Нина Айварова.
У традиционных методов воспитания народов Севера есть общие черты. Среди самых заметных – уважение к личности ребенка и отсутствие тотального контроля за детьми. Но при этом и сами дети не переходили черту. У коренных народов декларируется уважение к старшему поколению, мудрость аксакалов не ставится под сомнение. Как коренные народы соблюдали этот баланс? Нина Айварова с восхищением вспоминает свои наблюдения в культуре коряков и ительменов, взаимоотношения между взрослыми и подростками во время этнографической экспедиции на Камчатке.
– Взрослый не указывает, не оказывает давления на подростка, он только озвучивает задачу, причем спокойным тоном, о повышении голоса даже не может быть речи. Например, во время общения у костра руководитель группы подошел и озвучил, что закончилась вода. Тут же два подростка встают, берут ведра и уходят за водой, – вспоминает наша собеседница.
По словам Нины Айваровой, все воспитательные практики коренных народов были направлены на то, чтобы ребенок как можно быстрее стал самостоятельным. То есть дети получали свою порцию уважения, но вместе с ним приходила и ответственность. Жизнь в тайге и тундре всегда была полна опасностей, и дети рано понимали, что от их правильных действий зависит очень много, и, если не послушаться разумного совета родителей, перейти черту, последствия могут оказаться печальными. Кочевой быт тоже был непростым, поэтому дети с ранних лет помогали родителям и их вклад оценивали. Поэтому дети в семьях имели право голоса.
Автор фото Ольга Сэротэтто
Сейчас популярные психологи тоже декларируют уважение к детям. Но оно, отмечает эксперт, несколько иного рода.
– Современные тенденции направлены на то, чтобы люди как можно дольше не взрослели, оставались инфантильными. Да, декларируется, что ребенок имеет право на свое мнение, но ответственность за свою жизнь, за свои действия он не несет, – говорит Нина Айварова.
Нельзя не отметить, что вопросы воспитания в обществе активно обсуждаются. Если в педагогической среде есть запрос на прогрессивные методики и научные исследования, то рядовые родители изучают популярную литературу по психологии, посещают тренинги и семинары, где учатся взаимодействовать с детьми. Посты популярных блогеров-психологов о воспитании набирают тысячи лайков. Но в основном это контент, основанный на западных системах.
Нужно ли «вау»?
На фоне колоссального общественного запроса где же блогеры из числа коренных? Почему лайки и репосты набирают далеко не всегда профессиональные советы диванных психологов?
Нина Айварова говорит, что тренинги, построенные на методах западной психологии, популярны как у аудитории, так и у самих психологов, благодаря тому, что они, во-первых, раскрученные, во-вторых, в таких системах понятна монетизация. Хотя при глубоком анализе очевидно, что большая часть вау-проектов направлена на разрушение наших российских многовековых ценностей, уверена эксперт.
Теоретически можно, конечно, разработать аналогичные методики и проводить семинары-интенсивы по югорскому воспитанию или устраивать марафоны по ненецким секретам общения с детьми. Но здесь все упирается в третий фактор – отсутствие вау-эффекта.
– Наши коренные народы выжили благодаря своим методам воспитания, эти подходы складывались столетиями, эволюционировали. Позитивный результат удавалось получить за счет определенной философии жизни, практического мышления, картины мира, – говорит Нина Айварова.
Автор фото Кристина Худи
Блогерские проекты, построенные на этнопедагогике и этнопсихологии, по словам эксперта, тоже вряд ли пока будут эффективными.
– Я хорошо отношусь к блогерам, есть замечательные этнические проекты, которые популяризируют народную культуру. Однако в то же время там много субъективного. Блогеры самореализуются на таких проектах, многое добавляют от себя, – отмечает наша собеседница.
По ее словам, если даже появятся крупные авторские интернет-проекты по теме этновоспитания, то при отсутствии полноценной научной базы рано или поздно рассказчики уйдут в отсебятину и их советы ничем не будут отличаться от сотен других постов.
***
Наши собеседники сходятся во мнении, что воспитательные практики коренных народов – это кладезь мудрости и многие из методов могут найти применение в нынешней жизни. Это те самые традиционные ценности, настоящие, проверенные веками. Причем эти ценности нуждаются не только в фиксации и изучении на научном уровне, им нужна эмоциональная поддержка здесь и сейчас. Когда в семьях еще сохраняют традиционные подходы к воспитанию, необходимо показать, насколько это важно и здорово, чтобы родители детей в поисках ответа на вопросы воспитания обращались не к блогам, а к практикам, которые применялись в их семье поколениями.