«КМНСОЮЗ» совместно с Региональной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и Институтом Севера и Арктики СФУ провел экспертный семинар «Развитие законодательства в области прав коренных малочисленных народов». Лично и по видеоконференцсвязи в мероприятии приняли участие руководители и члены региональных и местных ассоциаций коренных малочисленных народов, международные эксперты, ученые, депутаты региональных законодательных собраний, представители федеральных и региональных органов власти. Участники представляли по меньшей мере 11 регионов страны от Карелии до Камчатки.
Эксперты прибыли в Красноярск для того, чтобы проанализировать усилия государства и коренных малочисленных народов по совершенствованию законодательства, политики и судебной практики, а также обсудить возможности для наращивания потенциала организаций и представительных органов коренных народов в законотворческой деятельности. Участники семинара договорились, что направят итоговый документ в качестве коллективного вклада социокультурного региона в глобальное исследование Экспертного механизма ООН по правам коренных народов «Законы, законодательство, политика, конституции, судебные решения и другие механизмы, в рамках которых государства принимали меры для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в соответствии со статьей 38 Декларации».
Председатель Экспертного механизма Шерил Лайтфут выступила со вступительными словами, рассказав о процессе подготовки исследования и отметив, что с интересом ожидает вклад коренных народов России. Заместитель председателя Экспертного механизма и исполнительный директор «КМНСОЮЗ» Антонина Горбунова пригласила участников поделиться примерами положительной практики, но также порассуждать о тенденциях в развитии законодательства и препятствиях, с которыми сталкиваются коренные народы в этой области.
Многие из участников семинара – практики законотворческих инициатив, авторы законопроектов и участники правоприменения. Один из них Сенатор Российской Федерации, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Александр Новьюхов. Сенатор отметил широкую практику создания территорий традиционного природопользования регионального и местного значения, назвав этот механизм эффективным инструментом сохранения традиционного образа жизни. Среди наиболее актуальных федеральных законотворческих инициатив Александр Новьюхов указал на беззаявительный принцип в традиционном рыболовстве. Системообразующим механизмом для формирования государственных программ и законодательства сенатор назвал советы представителей при главах регионов. Он также высоко оценил уровень представленности коренных народов в депутатском корпусе Федерального Собрания и региональных парламентов.
Участники совещания заявили, что, в то время как федеральное законодательство создает рамки и гарантирует минимальные стандарты, регионы могут конкретизировать права и углублять меры поддержки с учетом систем расселения, землепользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Такая двухуровневая система, по мнению собравшихся, способна обеспечить гарантированные Конституций и подтвержденные на общенародном голосовании в 2020 году коллективные права коренных малочисленных народов России.
Примерами законотворческой работы в регионах поделились депутаты Законодательного собрания Красноярского края Сергей Сизоненко и Валерий Вэнго, депутаты и руководители профильных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Законодательного собрания Ямало-ненецкого автономного округа Елена Голомарева и Эдуард Яунгад. Следует отметить, что Сизоненко, Вэнго и Яунгад занимают высокие должности в общественном движении коренных народов, являясь вице-президентами Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Отдельно участники отметили роль уполномоченных по правам коренных малочисленных народов. Во-первых, само существование должности омбудсмена – это результат эффективной деятельности коренных малочисленных народов по продвижению своих прав. Во-вторых, институт уполномоченных имеет возможность выявлять системные проблемы в законодательстве и инициировать его реформирование, в том числе через свои доклады региональным парламентам. Прозвучало предложение учредить должность федерального уполномоченного по правам коренных малочисленных народов при Уполномоченном по правам человека в России.
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Григорий Дюкарев отметил, что законодательство и государственная политика должны развиваться в сторону предоставления более эффективных мер экономической поддержки, что позволило бы коренным народам создавать рабочие места, развивать предпринимательскую деятельность и промыслы, в соответствии со своими приоритетами развития. При этом омбудсмен считает, что социальные меры поддержки государства необходимы в областях, которые коренные народы самостоятельно обеспечить не могут, в частности в образовании и здравоохранении.
Участники семинара отметили, что зачастую препятствием для развития и применения даже самых передовых региональных законов является отсутствие федеральных норм. Представители регионов говорили прежде всего о статусе оленеводов, модернизации традиционной хозяйственной деятельности, кочевом образовании и этнологической экспертизе. Вместе с тем, для продвижения законотворческих инициатив по этим направлениям зачастую сообществам коренных народов не хватает организационного потенциала и юридической экспертизы. Возможности привлекать сторонних экспертов ограничены финансовыми барьерами, а в некоторых регионах у коренных народов нет своих представителей в парламенте. Правом законодательной инициативы они тоже не всегда пользуются, даже если их организации наделены таким правом.
При этом было отмечено, что диалог между коренными малочисленными народами и государством реализуется через консультативно-совещательные органы. Это и Совет при Президенте России по межнациональным отношениям, и общественные советы при Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России).
Советник Руководителя ФАДН России Сергей Тимошков убежден, что его ведомство совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за последние годы провело большую работу по реформированию федеральных законов. Речь идет о создании федерального реестра и упорядочивания деятельности общин. Тимошков также считает, что некоторые вопросы могут быть более эффективно урегулированы на уровне региона. Он привел в пример чумовой капитал на Ямале и регламентирование кочевого жилья в Красноярском крае. Оба примера олицетворяют применение статей Декларации ООН о правах коренных народов, связанных с правами на традиционное жилье. Советник Руководителя ФАДН назвал критическую массу региональных инициатив и пилотных проектов драйвером развития федерального законодательств. При этом оратор подчеркнул, что коренные малочисленные народы как инициируют законопроекты, так и блокируют их принятие.
Об одном из пилотных проектов по развитию традиционных видов хозяйственной деятельности рассказал Руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке КМН Красноярского края Антон Нарчуганов. Он поддержал мнение коренных малочисленных народов региона о важности мер поддержки сельхозтоваропроизводителей для обшин. По его словам, только экономические меры поддержки могут дать развитие традиционным отраслям хозяйствования и обеспечить достойный уровень жизни северянам.
Экспертный семинар подробно обсудил роль судебной системы в корректировке и развитии законодательства. Профессор Алексей Автономов перечислил два наиболее свежих решения Конституционного суда в области осуществления традиционной охоты, принятых по искам и в пользу коренных малочисленных народов. При этом суд не только восстановил нарушенные индивидуальные права, но и указал на необходимость обновления законодательства в целях усиления права общины решать, кто из ее членов может охотиться не только за себя, но и за других членов общины. Суд также указал на право представителей коренных малочисленных народов осуществлять охоту, не проживая в местах традиционного проживания и не делая это в качестве основной жизнеобеспечения. Участники семинара приводили примеры о роли судов в создании территорий традиционного природопользования. Алексей Автономов отметил, что в целом суды общей юрисдикции проявляют меньшую склонность учитывать культуру коренных народов и вставать на их сторону. Такой подход отразился на решении Верховного суда по делу о раннем выходе на пенсию чулымцев.
Участники семинара не обошли стороной и роль международного договорного процесса в развитии законодательства. Модератор этой части дискуссии международный эксперт Алексей Цыкарев подчеркнул, что выработка стандартов на международном уровне влияет на правоотношения внутри страны, в частности в области борьбы с последствиями изменения климата, достижения Целей устойчивого развития, сохранения биологического и языкового разнообразия, защиты интеллектуальной собственности, взаимодействия коренных народов с промышленными компаниями. Цыкарев предложил укреплять практику консультаций между государством и коренными народам в рамках подготовки о выполнении государством обязательств по международным договорам в различных областях прав человека. Участники дискуссии согласились с тем, что коренные народы России через свои легитимные органы представительства должны иметь возможность участвовать в международных процессах по выработке стандартов.
В дискуссии о роли представительных органов и организаций коренных народов в развитии законодательства, стратегий и программ выступили главы ассоциаций Камчатского края, Забайкальского края, Республики Хакасия и Иркутской области. Они перечислили их приоритеты в области регионального законотворчества и назвали механизмы участия в выработке решений, в том числе региональные общественные палаты, координационные советы и сходы. Среди барьеров к эффективному участию назывались цифровое неравенство и степень самоорганизации, что сказывается на оперативности консультаций внутри сообщества и способности доведения инициатив до рассмотрения в парламентах. Сохраняется проблема эффективного доступа коренных народов к механизмам принятия решений в силу географической удаленности, малой численности отдельных народов, соотношения чиновников и представителей коренных народов в коллегиальных органах.
Проблему наращивания потенциала и юридической грамотности способны решить образовательные программы, такие как Школа общественной дипломатии. Спикерами семинара выступили трое выпускников Школы. Победитель ШОД 2023 года Елизавета Кузнецова поделилась опытом работы в качестве секретаря Общественного совета при агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края. Финалист 2022 года Федор Никитин предложил рассматривать доступ коренных народов к государственной службе в качестве фактора развития и эффективной реализации законодательства. Лауреат 2023 года Анастасия Грязнова в свою очередь предложила подготовить свод норм обычного права для информирования судейского корпуса с целью учета культуры при вынесении судебных решений.
Подводя итоги экспертного семинара, Президент Региональной ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Артур Гаюльский сказал:
«В работе семинара принял участие представительный и компетентный круг из более чем 40 экспертов, включающий в себя широкий спектр лидеров коренных малочисленных народов России как представителей Красноярского края, так и Амурской области, Забайкальского края, Камчатки, Якутии и других, а также в формировании итогового документа принимали участие представители федеральных и региональных органов власти, научное сообщество. По итогам работы семинара будет подготовлен объективный доклад о действующем законодательстве РФ в части регулирования прав коренных народов РФ через призму мнений самих экспертов коренных народов».
Итоговый документ направлен в Экспертный механизм ООН по правам коренных народов. Более того, участники семинара провели отдельную дискуссию о положении оленеводов-кочевников, что позволит направить рекомендации для исследования Специального докладчикам ООН по правам коренных народов «Мобильные коренные народы».