Коренные народы, государство и бизнес формируют стандарты взаимодействия
Коренные народы, государство и бизнес формируют стандарты взаимодействия

В Москве состоялся экспертный семинар «Бизнес и коренные малочисленные народы России: состояние и перспективы отношений».

Стоит отметить, это уже третий подобный семинар в 2024 году, проведенный КМНСОЮЗ в партнёрстве с крупнейшими региональными Ассоциациями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Напомним, семинар «Кочевые и полукочевые коренные народы России» прошел в Салехарде в марте текущего года, а тема развития законодательства в области прав коренных малочисленных народов в поддержку исследования Экспертного механизма ООН по правам коренных народов была обсуждена на январском семинаре в Красноярске.

На этот раз местом встречи стала Москва. Два дня вместили в себя шесть дискуссий на актуальные темы: от государственного регулирования и добровольных обязательств бизнеса до гарантий прав коренных народов в условиях зеленой экономики и климатических изменений. Эти темы сейчас активно дискутируются на международных и национальных площадках, поэтому организации коренных народов решили сформировать свою коллективную позицию и выработать план действий. Главным образом обсуждения велись вокруг формирования национальных стандартов и механизмов консультаций и мониторинга состояния отношений коренных народов и компаний.

Семинар объединил лидеров Ассоциаций коренных малочисленных народов, представителей общин, бизнеса и академических кругов, государственных структур и международных экспертов – словом, всех тех, кто в своей работе живо ощущает как прогресс, так и сложности в отношениях бизнеса и коренных народов.

Формат мероприятия без докладчиков был выбран неслучайно: организаторам был важен открытый доверительный диалог, построенный на взаимном уважении, не стесненный рамками докладов. Получился именно такой разговор: честный, объективный, учитывающий мнение всех участников.

На открытии выступили заместитель председателя Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Хани Могхани, член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов Оджот Оджлу, президент Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ по СФО Артур Гаюльский, советник руководителя ФАДН России Сергей Тимошков, член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, исполнительный директор МОО «КМНСОЮЗ» Антонина Горбунова.

Конфликт интересов неизбежен или есть перспектива партнерства?

Артур Гаюльский, в частности, отметил, что хотя конфликт интересов во взаимоотношениях бизнеса и коренных народов неизбежен и даже вечен, необходимо находить точки соприкосновения. По словам Гаюльского, таких точек взаимной заинтересованности много: это и экология, и занятость населения, и возможность экономической самостоятельности коренных малочисленных народов.

— Важно, что у нас появились примеры, когда отношения между бизнесом и коренными выстроены не как спонсорские, а как партнерские. Именно к этой модели отношений нам и нужно стремиться, — подчеркнул Артур Гаюльский.

Хани Могхани в своем выступлении поддержала эту идею, напомнив, что ключ к успешному партнерству – истинное сотрудничество, в котором коренные народы рассматриваются не как безмолвные получатели выгод, но как равноправные участники процесса. Также госпожа Могхани призвала бизнес к соблюдению принципа свободного, предварительного и осознанного согласия и установлению доверительных партнерских отношений с коренными народами.

— Представители бизнеса должны знать и уважать систему знаний коренных народов, — зафиксировала международный эксперт. — При этом государство играет огромную роль, создавая законы и определяя правила. Сейчас отношения бизнеса и коренных находятся на определенном перепутье и лишь от вас зависит, будет ли ваше сообщество исключено из процесса или построит отношения, столпами которых станут равноправие и устойчивое развитие.

День первый: государственное регулирование, корпоративное право и устойчивое развитие

Три основных участника многоаспектных отношений – государство как регулятор отношений и гарант прав, бизнес как недропользователь и получатель выгод и коренные народы, всё более настойчиво напоминающие о своей субъектности и выражающие заинтересованность в участии в принятии решений. Именно этой триаде был отдано внимание участников в первый день экспертного семинара.

Первая дискуссия была посвящена государственному регулированию в сфере взаимоотношений бизнеса и коренных малочисленных народов. Свой вклад в повестку внесла Елена Голомарева, председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера. В частности, Елена Голомарева напомнила, что в Якутии принято два региональных закона помимо тех, что действуют на федеральном уровне, причем закон об этнологической экспертизе на сегодняшний день единственный в России. Также Елена Христофоровна поделилась опытом взаимодействия коренных народов с компанией АЛРОСА, которая на протяжении всей своей истории присутствия поддерживает улусы, на территории которых идёт добыча алмазов. Список мер такой поддержки довольно большой – от регулярного медицинского мониторинга до ранней профориентации.

Советник руководителя ФАДН России Сергей Тимошков признал, что государство должно содействовать совершенствованию взаимоотношений бизнеса и коренных народов, которые являются непростыми во всех регионах мира.

— К местам традиционного проживания коренных малочисленных народов относится порядка 9 млн кв. километров, что составляет приблизительно 50% территории России, — напомнил правительственный эксперт.

В качестве примера Сергей Тимошков привел Югру, где добывается большая часть российской нефти:

— В Югре добыто уже порядка 12 миллиардов тонн нефти, однако традиционный образ жизни сохраняется. Важно, чтобы наряду с финансовыми отношениями развивались и механизмы взаимодействия.

Любовь Христофорова, представитель Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия), предложила расширить действие статьи 105 Земельного кодекса с тем, чтобы внести территории традиционного природопользования в реестр территорий с особыми условиями использования. Также Любовь Викторовна указала на болевую точку региона:

— В Якутии благодаря действию закона об этнологической экспертизе проведено 57 таких экспертиз. Однако проектов, ведущихся на территории, гораздо больше. Мелкие предприятия, особенно это касается золотодобытчиков, сложно контролировать, они ведут, по сути, хищническую деятельность. Только на территории одного муниципального образования Иенгра выдано 189 лицензий! И отозвать лицензию у компаний, ведущих «дикую» добычу, не получается. А ведь такая деятельность – явное нарушение целей лицензирования, изложенных в статье 15 закона «О недрах». Так, в законе сказано, что одна из целей лицензирования – соблюдение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

По итогам этой дискуссии эксперты также предложили привлечь к дальнейшей работе Федеральное агентство по недропользованию.

Антонина Горбунова также напомнила присутствующим об актуальных материалах на правовом портале КМНСОЮЗ: мониторинге регионального законодательства и сборнике федерального законодательства о правах и мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов РФ.

Дискуссию «Корпоративное право: социальная ответственность, публичные обязательства, нефинансовая отчетность и должная осмотрительность бизнеса в отношениях с коренными народами» модерировал Алексей Цыкарев, программный директор Всероссийской конкурсной образовательной программы «Коренные малочисленные народы России. Школа общественной дипломатии».

— Эффективность и жизнеспособность корпоративных политик и механизмов взаимодействия с коренными народами напрямую зависит как от их соответствия высоким стандартам, так и от того, были ли они выработаны в консультациях с коренными народами, и насколько коренные народы согласны с ними, — подчеркнул Алексей Цыкарев.

Недропользователей в этой дискуссии представляли компании «Удоканская медь» в лице руководителя по устойчивому развитию Евгения Соколова и «РуссНефть», которую представлял директор Департамента по работе с государственными органами власти Валерий Макаров. Свои вопросы и сомнения озвучивали президент Забайкальской региональной общественной организации «Ассоциация малочисленных народов Севера» Виктория Дармаева, член Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера Тимофей Лаптандер, депутат Законодательного Собрания Красноярского края, вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ по правовым вопросам Сергей Сизоненко и другие участники. Несмотря на сложность заявленной темы, дискуссия получилась содержательной.

Так, Оджот Оюлу отметил, что исторически корпоративная социальная ответственность представляла своего рода волюнтаризм, поскольку учитывала лишь ожидания компаний.

— Но сегодня, — подчеркнул эксперт, — если компания говорит: «Мы построили вам школу», то сообщество вправе задать вопрос: А какие консультации были проведены? Вы построили действительно то, что нам было необходимо?

Евгений Соколов обозначил принципы, которыми руководствуется компания «Удоканская медь», и подчеркнул, что программа поддержки коренных малочисленных народов формируется по согласованию и на основе предложений региональной Ассоциации. Так, совсем недавно были оборудованы лингафонные кабинеты для изучения родного языка, а в ближайших планах – создание этностойбища.

Лидер коренных народов Забайкалья Виктория Дармаева подтвердила развивающийся диалог с компанией. По ее словам, горно-таежное оленеводство значительно отличается от тундрового, и особую важность в этих условиях приобретает вопрос наставничества, передачи опыта. Программа стажировки молодых оленеводов позволяет этот вопрос решить. В настоящее время по программе работают три общины и пять молодых оленеводов. Также Виктория Анатольевна упомянула проблемные моменты:

— Производство «Удоканской меди» большое, оно включает и строительство ЛЭП, и дороги, и другие инфраструктурные объекты. Любое вмешательство в природную среду приводит к ущербу для коренных малочисленных народов. Нам хотелось бы, чтобы при планировании промышленного освоения северных территорий учитывалось присутствие коренных народов на данных территориях и риски, связанные с вмешательством в природную среду, а значит и в традиционный уклад жизни коренных народов.

Говоря о философии компании «РуссНефть», Валерий Макаров заявил:

— Мы стараемся исповедовать принцип опережающего развития. Коренные народы жили здесь тысячи лет, а мы находимся временно. Мы обязаны оставить после себя такой базис, чтобы на территории нашего присутствия стало лучше, — заверил Валерий Макаров, — Диалог во взаимоотношениях очень важен, и мы всегда просим коренные народы быть нашей сигнальной системой. Все проблемные моменты нужно решить в момент захода компании на территорию: на каждый год у нас есть план освоения, и чем раньше мы узнаем о существующих ограничениях, тем будет лучше.

Здесь Алексей Цыкарев акцентировал внимание на моменте информирования: на чьей стороне ответственность за опережающее информирование и обратную связь? Компании или коренные народы? Участники сошлись на том, что это должен быть обоюдный процесс, причем особенно важным представляется разработка такого инструментария принятия решений, который позволит принимать быстрое решение не конкретному человеку, а компании в целом. Ведь спорных вопросов, возникающих при освоении территории, очень много. Компании могут помешать маршрутам каслания, пересечь охотничьи тропы, задеть своей деятельностью сакральные места – и зачастую даже не подозревая об этом. Поэтому критичным может оказаться опережающее и полное информирование со стороны коренных народов, взаимная готовность идти на диалог и отработка компанией механизма рассмотрения жалоб.

Интересным вопросом задалась председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Анна Туманова: а как коренные народы могут узнать, какие компании заходят на территорию и начинают вести добычу? Всегда ли деятельность компании на территории традиционного проживания коренных народов начинается с широкого информирования?

Расширяя дискуссию, Антонина Горбунова напомнила, что зачастую компания заявляет о своей приверженности экологическим принципам, но подрядчики при этом ведут себя на территории так, как считают нужным, не взирая на официальную политику заказчика. Однако и в этой ситуации ответственность за действия подрядчиков должна нести компания.

Третья дискуссия была посвящена теме «Содействие устойчивому развитию коренных народов и справедливое распределение выгод». Открыла дискуссию эксперт ООН Хани Могхани, уточнившая понятие устойчивого развития:

— Общепринято, что устойчивым считается развитие, которое удовлетворяет потребности нынешних поколений, и при этом не ставит под угрозу развитие поколений будущих. Вместе с тем, устойчивое развитие выходит далеко за пределы экономики и управления ресурсами и касается культуры и возможности обеспечения себя возможностью вести традиционный образ жизни. Наша неразрывная связь с землей совпадает с целями устойчивого развития.

Исполнительный директор Национальной сети Глобального договора ООН в России Наталья Дорпеко призвала участников семинара, как носителей уникальной культуры, к большей коммуникации с бизнесом. Также Наталья Дорпеко пригласила собравшихся войти в оргкомитет по выработке национальных целей Года ООН по восстановлению экосистем.

Тему коммуникации коренных народов и бизнеса поддержал советник вице-президента по федеральным и региональным программам компании «Норильский никель» Игорь Ларичев. Он ознакомил участников с обновленной Политикой в области взаимодействия с коренными малочисленными народами, напомнив, что в работе над документом принимали активное участие международные эксперты. По словам Игоря Ларичева, документ получился самодостаточным, отвечающим требованиям международных стандартов.

Как один из разработчиков проекта новой политики Норникеля Антонина Горбунова дополнила историю создания документа:

— Мы с коллегами часто обсуждали, что работа над политикой важна не только как развитие корпоративной культуры конкретной компании, но и как пример, который может быть взят за основу другими компаниями. Этот опыт может быть масштабирован и применен в других регионах.

Анфиса Никифорова, вице-президент Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и руководитель направления по работе с коренными малочисленными народами Севера Заполярного филиала «Норильский никель», привела пример вклада компании в устойчивое развитие:

— По заказу «Норникеля» 15 тысяч квадратных километров Авамской тундры было изучено, чтобы понять, возможно ли там возрождение домашнего оленеводства, утраченного полвека назад. Результаты нашего исследования показали: земля отдохнула, есть богатая растительность, готовая кормовая база, и тундра готова к тому, чтобы северное домашнее оленеводство было восстановлено. В качестве следующего шага необходимо найти семьи, готовые взять на себя этот тяжелый труд.

Президент Союза оленеводов Югры Степан Кечимов с земляком Василием Пяком прилетел на семинар прямо со стойбища. По его словам, сегодня в тундре решаются вопросы цифрового неравенства: прямо из чума благодаря проекту IT-стойбище можно связаться даже с ООН, а дети оленеводов могут какое-то время учиться, не покидая родное кочевье, благодаря кочевой школе и онлайн-образованию. В свою очередь Василий Пяк от имени земляков заявил, что согласовывать свои действия компании должны с коренными народами на местах.

— Работать нужно с людьми, которые на этой земле живут и не знают, что где-то за сотни километров решается судьба их стойбища.

День второй: методология эффективных консультаций, глобальная повестка и национальные стандарты

Экспертный семинар продолжил работу дискуссией «Методология эффективных консультаций и снижения воздействия проектов развития на коренные народы». Какие консультации могут считаться эффективными? Существуют ли единые методологии?

Своим видением ситуации поделился Василий Захаров, руководитель направления по связям с общественностью и органами власти компании «Полярный литий». По словам Василия Захарова все консультации с коренными малочисленными народами, чьи интересы могут быть затронуты в процессе освоения Колмозерского месторождения, были начаты заблаговременно – ещё до получения лицензии. При этом консультации, в которых были задействованы представители народа саами, имели максимально широкий характер.

Было проведено несколько исследований, касающихся потенциального воздействия на окружающую среду, ведение традиционного образа жизни, в том числе изучена вероятность воздействия проекта на сакральные места. Результаты показали, что в основном проект будет затрагивать интересы оленеводов. Были изучены карты и схемы оленеводческих маршрутов, благодаря чему, например, было принято техническое решение, которое сделало проект дороже для компании, но зато минимизировало воздействие на пастбища.

Вопрос оценки воздействия не так прост: Антонина Горбунова сослалась на примеры из соседних стран. Например, в Норвегии проведения экспертизы является обязательным по законодательству, однако со стороны народа саами отмечается недостаток доверия к таким процедурам. Эксперт задала вопрос присутствующим: возможно ли добиться объективной оценки и последующего признания её результатов?

Николай Доронин, председатель правления экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», признал наличие проблемы. С одной стороны, оценку воздействия, как правило, проводят ученые. Они беспристрастны, однако в их задачу не входит вовлекать коренные малочисленные народы в качестве участников. И даже при должном внимании к процессу, существуют объективные сложности с вовлечением кочевых и даже полукочевых коренных народов в процесс исследования.

— Налицо коммуникативный парадокс, — признал Николай Доронин, — ученые со своей стороны делают всё, чтобы получить объективную оценку, но им нужны дополнительные усилия, чтобы донести результаты до коренных народов в приемлемой с культурной точки зрения форме.

Сергей Тимошков резюмировал, что важна роль и экспертиза представительных институтов коренных народов.

— Необходимо постоянно вести мониторинг: а не изменились ли реалии или ожидания сообщества коренных народов? А не произошло ли одностороннее изменение ранее достигнутых соглашений? – задался вопросом Сергей Тимошков. — При этом нельзя оставлять человека из тундры в переговорной наедине с компанией, у которой за плечом штат юристов.

Виктория Дармаева подчеркнула в этой связи важность поддержания постоянной коммуникации между общинами, лидерами коренных народов и экспертами:

— Мы постоянно поддерживаем связь в чатах, если планируется встреча, то о ней все участники оповещаются заблаговременно, все предложения в соглашение протоколируются.

Алексей Автономов, профессор Московского университета имени А. С. Грибоедова и в эксперт ООН в 2002-2020 годах, отметил, что любая оценка индивидуальна: существует тысячи методов, каждый из которых будет подходить для конкретной ситуации.

— Компания ставит свои цели, коренные народы – свои, а государство, на мой взгляд, своей целью должно иметь результат, который устраивал бы все стороны.

По словам эксперта, корпоративные политики и механизмы – это тоже часть правовой системы государства, если государство поддерживает и признает эти усилия.

Резюмируя дискуссию, Алексей Цыкарев подчеркнул ключевые моменты: необходимость баланса сил и наращивания потенциала и экспертности как коренных народов, так и государства и бизнеса. По словам Цыкарева, важно содействовать диалогу и для этого формировать пул отечественных экспертов.

Эксперт также отметил, что компании должны перестать жить прошлыми достижениями, репутацию нужно поддерживать в режиме реального времени, доказывая ее практическим вкладом в отношениями с коренными народами.

— Прошлый опыт важен, но если он был 10 лет назад, а прямо сейчас происходит регресс, тогда эти достижения уже не так и важны, и компания может испортить репутацию, — озадачил участников Цыкарев.

Тема «Коренные народы в повестке устойчивого развития, зеленой экономики и энергетического перехода, изменения климата и сохранения биоразнообразия» вызвала живой отклик у собравшихся.

Эксперт ООН Хани Могхани подчеркнула роль коренных народов в повестке изменения климата и энергетического перехода:

— Коренные народы не стали причиной изменения климата, но при этом страдают от его последствий больше всех. По мере того, как мир переходит к «зеленой» экономике, появляется необходимость в более интенсивной добыче редких металлов. Нам важно не просто выслушивать мнение других, но и доносить свою собственную позицию, — заключила эксперт. — Если мы не будем доносить наше мнение, преодолевая барьеры, то никто не узнает, какова наша реальность.

На сегодняшний день, по оценке экспертов, около сорока стран подвергаются односторонним принудительным мерам, в связи с чем коренные народы этих стран лишены слова на международных площадках.

— Нам необходимо повышать осведомленность общественности о нашей позиции, — подчеркнула Хани Могхани.

К вопросу осведомленности обратился и Александр Новьюхов, сенатор РФ, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

— Существенный вклад в достижение устойчивого развития внесли современные коммуникационные технологии, — заявил Новьюхов. — На сегодняшний день практически невозможно скрыть последствия экологических проблем. Голоса коренных народов должны быть включены в повестку устойчивого развития на всех уровнях. Система коммуникаций, система принятия решений сильно изменилась. Становиться учредителями и собственниками высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью – это то, к чему нужно стремиться.

Продолжая тему новой реальности, Оджот Оюлу указал на разность контекста глобальной повестки в Африке и России:

— Африка сейчас пытается решить проблему непризнания коренных народов. Ведь если нет признания, то не реализуются и права, в том числе права на доступ к земле. Нам необходимо обеспечить больше поддержки в адаптации к изменениям климата, в том числе на глобальном уровне.

Кроме того, эксперт отметил необходимость внедрения инновационных механизмов и способов ведения хозяйства, а также методов исследований.

Сергей Тимошков отметил, что зачастую в России именно коренные народы инициируют и продвигают вопросы создания территорий с особыми правовыми режимами, в том числе природоохранными.

— Очень важно изучить, каким образом коренные народы, их традиционные знания и практики могут внести вклад в решение глобальных кризисов, — заключил представитель ФАДН.

Президент Национального союза оленеводов Михаил Яр обсудил роль коренных народов в сохранении биоразнообразия.

— Я всю жизнь экспериментирую. Например, возродил таёжное оленеводство, на котором был поставлен крест. Уверен, что оленеводство необходимо сохранить, ведь без него исчезнет естественная культура. У нас на глазах исчезают породы оленей. Нам нужны единомышленники. Деньги как социальная поддержка уже не работают – нужны другие методы. Я сторонник того, что деньги нужно зарабатывать самому, потому что ценится лишь то, что достигнуто трудом.

*********

Итогом работы семинара будет исследование, в задачи которого входит коллективная оценка состояния дел, тенденций развития и формулирование ожиданий коренных малочисленных народов относительно путей достижения прогресса во взаимоотношениях с промышленными компаниями. Материалы исследования могут быть использованы для объективного информирования заинтересованной общественности, национальных и международных структур, а также в качестве практических руководств по построению эффективных взаимоотношений коренных малочисленных народов и бизнеса с учетом коллективной позиции коренных малочисленных народов.

Семинар проводился Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «Союз» (МОО «КМНСОЮЗ») в партнерстве с Национальной сетью Глобального договора ООН в России и Всероссийской конкурсной образовательной программой «Коренные малочисленные народы России. Школа общественной дипломатии».

Соорганизаторами Семинара выступили Региональная Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, Общественная организация «Спасение Югры» Ханты-Мансийского автономного округа, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямал – потомкам!».

Проведение семинара стало возможным благодаря содействию Благотворительного фонда поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Горячая линия

Вы можете задать свои вопросы по телефону +7 916 741 9916 или сформулировать их в письменном виде на данной странице, заполнив указанные ниже поля:

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО «КМНСОЮЗ») (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://kmnsoyuz.ru.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее — персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://kmnsoyuz.ru.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://kmnsoyuz.ru.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://kmnsoyuz.ru или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://kmnsoyuz.ru/privacy.

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://kmnsoyuz.ru  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

[i] В соответствии с резолюцией 51/16 Совета по правам человека Специальный докладчик ООН по правам коренных народов посвятил свой тематический доклад теме «Положение мобильных коренных народов». В докладе, с акцентом на усилия, предпринимаемые государствами, коренными народами и другими заинтересованными сторонами рассматривается положение скотоводов, пастухов, охотников, собирателей, кочующих земледельцев, морских зверобоев и других мобильных (кочевых и полукочевых) коренных народов.

Мандат Специального докладчика ООН по правам коренных народов входит в систему специальных процедур Совета ООН по правам человека. Мандат был создан в 2001 году с целью поощрения положительных практик, выработки предложений по предупреждению нарушений прав коренных народов, подготовки тематических докладов о ситуации с правами коренных народов в мире. Подробнее о мандате по ссылке.

Социологическое исследование проводилось КМНСОЮЗ:

28 февраля – 6 марта 2022 года в г. Мурманск, г. Оленегорск и с. Ловозеро;

12 – 19 февраля 2022 года в г. Дудинка.

Главная цель исследования – изучение мнения коренных малочисленных народов по основным предлагаемым элементам разрабатываемой Политики в области взаимодействия с коренными малочисленными народами.

Исследование проводилось посредством интервьюирования (37 глубинных интервью), 4 фокус-групп и анкетирования (173 анкеты).

Technological Innovation